Банникова Н.Ф., г. Самара
ВКЛАД РАБОТНИКОВ САМАРСКИХ ЗАВОДОВ АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ В ПОБЕДУ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Сегодня мы имеем возможность во многом по-новому подойти к рассмотрению важнейших страниц истории минувшей мировой войны. Но одно несомненно – Великая Победа была завоевана не только на полях военных сражений, но и в тылу. После нападения фашистской Германии, нависшая над всей страной опасность обострила патриотические чувства у большинства советских людей. Отсюда мужество и самоотверженность и солдат, и тех, кто не досыпая, голодая, сутками не покидали своих рабочих мест, обеспечивая разгром фашизма.
Уже 24 июня 1941 года при СНК СССР был создан Совет по эвакуации для руководства работой по перебазированию промышленных предприятий. А 30 июня совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО). В его компетенции было решение всех военно-стратегических вопросов, руководство промышленностью, транспортом, обеспечение народного хозяйства рабочей силой, развертывание промышленного производства восточных районов и т.п.
15 октября 1941 года ГКО принял решение, которое утверждало по сути “запасную столицу” в г. Самаре (в те годы г.Куйбышев). Поэтому именно в Куйбышеве в начальный период войны решались многие сложнейшие вопросы военно-хозяйственного и мобилизационного характера. Заместителю СНК СССР Н.А. Вознесенскому было поручено представлять в г.Куйбышеве правительство СССР и руководить работой наркоматов оборонной промышленности. Город Куйбышев был выбран не случайно, здесь уже имелись предприятия, производство которых можно было быстро перестроить на военный лад, а также был крупный железнодорожный узел и такая важная транспортная магистраль как река Волга.
В г.Куйбышев было отправлено и ОКБ С.В.Ильюшина, перебазирована 1-я Западная авиационная бригада из Воронежа, из воинских частей и авиашкол сюда направляли инженерно-технический состав и летчиков. Сюда были эвакуированы самолетостроительный № 1, моторостроительный № 24 заводы из Москвы, агрегатный из Ступино, завод бронекорпусов № 207 из Подольска, авиационный № 18 из Воронежа и многие другие. Размещенный здесь наркомат авиационной промышленности (во главе с А.И.Шахуриным) мог на месте оперативно решать вопросы строительства новых площадок и оснащения заводов авиационного профиля. Становлением этих заводов в г.Куйбышеве занимались опытные специалисты - директора и главные инженеры заводов: А.Т.Третьяков, М.Б.Шенкман, В.Я.Литвинов, В.А.Окулов, М.С.Жезлов, А.А.Белянский, А.Г.Солдатов и другие. Так, на новой площадке коллектив авиазавода № 18 (во главе с директором М.Б.Шенкманом) уже 10 декабря 1941 года собрал знаменитый самолет того периода Ил-2. Понадобилось только 35 дней, чтобы перевести завод за тысячи километров, установить оборудование и в сложных условиях начать выпускать штурмовики так необходимые для фронта.
Местному руководству необходимо было решить множество организационных вопросов и прежде всего по обеспечению жильем эвакуированных. За июль-ноябрь 1941 года население г.Куйбышева увеличилось с 390 тысяч до 523 тысяч человек. А на 1 февраля 1942 года в Куйбышевской области эвакуированных было свыше 200 тысяч человек. Местные жители как могли помогали эвакуированным - предоставляли жилье, одежду, питание. Куйбышевский горсовет выделил для размещения эвакуированных инженерно-технических работников, рабочих и их семей более 380 тысяч квадратных метров жилой площади. Однако жилищные условия оставались очень тяжелыми. С привлечением молодежи на предприятия жилищная проблема еще больше обострилась. На предприятиях области к началу 1943 года молодежь до 25 лет составляла 60-75 % рабочего состава. Поэтому руководство предприятий в трудное военное время начало строительство целых городков молодежных общежитий вблизи промышленных предприятий. Такие юнгородки (как их стали называть) имели авиационный и моторостроительный заводы.
Перестройка промышленного производства на военный лад, налаживание работы эвакуированных предприятий потребовали от руководства и всего инженерно-технического состава совершенствования организационной и технической работы, а также экономию металла. Поэтому уже осенью 1941 года на предприятиях г. Куйбышева стали укрепляться заводские бюро рационализаторов и создавались подобные на эвакуированных предприятиях.
Одним из первых куйбышевских заводов Средневолжский станкозавод получил правительственное задание в два-три месяца освоить производство специальных станков для оборонной промышленности. Кроме этого была поставлена и дополнительная задача - всемерно экономить металл. Осуществить сложное задание было нелегко, так как многие квалифицированные мастера ушли на фронт. Поэтому на заводе по вечерам, после смены началась работа по обучению вновь набранных рабочих (в основном подростков и женщин), а также по освоению рабочими новых специальностей. Особое внимание уделялось совершенствованию технического производства. Развернулось движение рационализаторов по экономии металла. Так, мастер Миронычев, используя отходы одной из деталей при изготовлении колец сэкономил 10 тонн стали. Всего на станкозаводе за два первых военных года было внедрено в производство более 500 рационализаторских предложений, которые помогли сэкономить более миллиона рублей и 185 тонн металла.
Конструкторское бюро завода значительно упростило кинематические схемы и конструкции узлов в станках серийного производства. Это привело к сокращению количества деталей. Цветные и легированные металлы были заменены более простыми. При этом производительность станков и точность обработки деталей на них не снижалась. Большой вклад внесли рационализаторы и в освоение новых типов станков. Только за 1942 год коллектив завода освоил выпуск 12 новых моделей.
Труд инженерно-технического состава завода был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1943 года Средневолжский станкозавод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Орденом Ленина был награжден директор завода П.П.Ермаков, а Орденами Трудового Красного Знамени конструктор М.С.Егоров, главный инженер А.Ф.Лобанов и другие работники завода.
Особого размаха движение рационализаторов, направленное на решение сложных технических задач достигло в 1942 году. Вдохновленные первыми успехами Красной Армии, осознавая сложность военной ситуации сложившейся на фронтах в 1942 году, трудящиеся в тылу старались помочь фронту, увеличивая производство вооружения. Регулярно проводились месячники рационализации.
Так, на моторостроительном заводе количество поданных предложений за июнь месяц 1942 года превышало на 40 % количество рационализацией за май месяц. На авиационном заводе за первое полугодие 1942 года было получено свыше тысячи рационализаторских предложений, выросла и их эффективность. Фрезеровщик В.Голощапов разработал приспособление для одновременной обработки 90 деталей, что позволило увеличить сменную норму выработки в 10-12 раз. А внедрение поточной системы на этом заводе позволило его руководству отказаться (при увеличении производственной программы) от 500 рабочих мест. В целом рационализаторы предприятий Куйбышевской области за 1942 год сберегли государству свыше 150 миллионов рублей.
Высокая потребность в новейших инструментах обусловила направление задач, которые решали заводские рационализаторы. На авиационном заводе только по механическим цехам было изготовлено и внедрено в 1943 году 604 станочных приспособлений, около 1200 комплектов штампов, 1713 единиц мерительного и почти 12 тысяч режущего инструмента. Большое распространение среди предприятий г.Куйбышева получил опыт инженерно-технических работников и рабочих этого завода по сокращению технического цикла за счет совмещения операций, повышения загрузки оборудования, внедрения прогрессивной технологии. Так тыл обеспечивал повышение уровня вооружения боевых частей Красной Армии.
И все же главной задачей всех заводов авиационного профиля г.Куйбышева в первые годы Великой Отечественной войны было налаживание выпуска самолета-штурмовика Ил-2. На авиационном заводе № 18 коллективом было сделано все возможное для того, чтобы в короткий срок наладить крупносерийное производство знаменитых штурмовиков. Конструкторы, технологи и рационализаторы завода отдавали все силы совершенствованию производства штурмовиков. К концу 1943 года трудоемкость изготовления Ил-2 была снижена и составляла 56,3 % по сравнению с весной 1941 года. Всего за годы войны было изготовлено в г.Куйбышеве 32 тысячи боевых самолетов Ил-2 (из 38 тысяч построенных в целом на заводах страны). Кроме этого на заводе было выпущено 4996 более мощных штурмовиков Ил-10. Опытный образец этого самолета был создан в апреле 1944 года, а в июне прошли испытания. В октябре этого же года новые штурмовики уже стали поступать на фронт.
Заводчане были тесно связаны с фронтом. Летчики-фронтовики прямо на заводе получали боевые машины и на них улетали на фронт. А на заводе были созданы специальные бригады по ремонту штурмовиков в боевых условиях. Так, бригада под руководством К.Ф.Борткевича вернула в строй около 400 самолетов, а бригада И.И.Матвеева - 465 штурмовиков Ил-2. Поэтому так высоко оценил труд авиастроителей сам конструктор боевых самолетов и подчеркивал, что работники так “защищали свое Отечество и верили в победу”. Двадцать шесть раз коллектив этого завода за годы войны удостаивался Красного Знамени Государственного Комитета Обороны.
Большая часть заводов г. Куйбышева в годы войны обеспечивала выпуск комплектующих деталей для боевых самолетов. Механический завод № 207 освоил за короткий срок серийный выпуск бронекорпусов самолетов Ил-2 и бронезащиты для самолетов Ту-2, Пе-2 и др. Уже в феврале 1942 года завод выпустил первую партию бронекорпусов для Ил-2, а в октябре 1944 года завод освоил выпуск бронекорпусов и для самолета Ил-10.
В Куйбышеве изготавливали и моторы для знаменитых ильюшинских штурмовиков. За два месяца в труднейших условиях завод имени М.В.Фрунзе был эвакуирован из Москвы в Куйбышев. В декабре 1941 года завод уже работал на новой площадке, выпускал моторы для Ил-2. Кроме этого было освоено производство микулинских моторов АМ-38, а потом и АМ-42 мощностью 2 тыс. л.с. для штурмовика Ил-10. Под руководством М.Р.Флисского на заводе была разработана новая модификация этого мотора, мощность которого составила почти 3 тыс. л.с. Правительство высоко оценило трудовой подвиг фрунзенцев. В июне 1945 года заводу хранение было передано Красное Знамя ГКО.
Если завод им. М.В.Фрунзе делал моторы, то завод аэродромного оборудования (эвакуированный с Украины) поставлял авиационным предприятиям узлы крепления пушек, блочные держатели для подвески бомб, пулеметные установки. Инженеры и рабочие завода “Металлист” изготавливали вооружение - скорострельные пулеметы ШКАС, установки турельные, синхронные, крыльевые. Подшипниковые заводы обеспечивали бесперебойное снабжение подшипниками все заводы авиационного профиля.
Недаром, оценивая военные годы, директор авиационного завода В.Я.Литвинов позднее отмечая роль Куйбышевского авиационного узла в снабжении фронта боевой техникой, подчеркивал, что она безусловно имела громадное влияние в ходе войны. “Наши машины показали себя в должной и нужной степени на фронтах Отечественной войны”. А летчик 228-го штурмового авиационного полка, летавший на Ил-2 К.М.Котляревский отмечал, “...за время войны я не помню случая отказа в воздухе двигателя или системы самолета Ил-2”. Весьма показательно и то, что если в целом в СССР в годы Великой Отечественной войны валовая продукция авиационной промышленности выросла в 4, а в Поволжье в 5 раз.
История промышленного развития г. Куйбышева в годы войны отражает характерные черты изменений, произошедших во всей стране. Усиленное развитие было определено потребностью военной техники и технологии. Именно военное производство вело соперничество с военным противником. За время войны в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолетов, 23 типа авиационных двигателей. Таких самолетов как штурмовик Ил-2 специалистам Германии не удалось создать. Он был лучшим самолетом этого класса. Происходили изменения и в системе управления производством. Перестройка промышленного производства в соответствии с требованиями военного времени позволила руководителям предприятий использовать имеющиеся резервы и учитывать конкретную ситуацию, искать механизмы повышения эффективности производства, больше проявлять самостоятельность при решении задач, направленных на обеспечение фронта вооружением.
Очень ярко о военном времени еще в 1990 году говорил выдающийся ученый Куйбышевского авиационного института (ныне Самарского государственного аэрокосмического университета), открытого в тяжелые дни 1942 года, Генеральный конструктор, академик Н.Д. Кузнецов: “Справедливо сосредотачивая наше внимание на наших просчетах и ошибках, извлекая из прошлого надлежащие уроки, мы не должны забывать и героические страницы нашей истории, подвиг советского народа, совершенный им в один из переломных моментов истории человечества, когда единство, сплоченность и самоотверженность помогли нам выстоять в жестокой и кровопролитной войне с фашизмом”.
И как символ связи тыла и фронта, подтверждая эти слова, на одной из главных магистралей нашего города стоит памятник героическому штурмовику Ил-2.